?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

 
 
 
 
 
 
орел

Тема данной статьи, несомненно, довольно сильно избита. Есть сторонники, как одной, так и другой версии. Но кто из них прав до конца не ясно. Двуглавые мутанты в природе встречаются, это факт, однако, было ли это возможным в древности или это исключительно "заслуга" современности? Про ископаемых с двумя головами мне, по крайней мере, не известно, да и могли ли древние принять такое уродство за нечто божественное? Версия про древний символ кажется более достойной внимания, что сразу же порождает вопрос о смысле данного символа. Об этом и пойдет речь в статье.

Статья в Википедии предлагает некоторые сведения об истории двуглавого орла и аккуратно сообщает о его якобы шумерской природе. Неплохая статья с подборкой данных о двуглавом орле и вовсе однозначно утверждает, что при раскопках шумерского города Лагаш было обнаружено одно из самых древних его изображений. Вот оно:
d42ecd58326b

Это же изображение использует и историк Федор Гайда в своей статье на эту же тему.
Однако, достаточно долгий поиск хоть каких-то подобных изображений ни к чему не привел. Двуглавость персонажей не свойственна изображениям, которые находят в Шумере. Разных мутантов много, и люди-рыбы, и люди-птицы, а гибридов разных животных вообще без счета. Но двуглавых среди них нет. Плюс ко всему, на картинке изображен бог Нинурта, его зверем был лев, а не орел. Да и строить предположения по одному единственному, нет, даже не оригинальному изображению, а всего лишь по прорисовке, неизвестно кем и когда выполненной, считаю опрометчивым.
Анализ других изображений памятников шумерской культуры показывает, что двуглавый орел имеет мало с ней общего. Можете посмотреть сами.
Следующими по списку идут Хетты, которые так же использовали двуглавого орла как символ царской власти. Здесь уже все прозрачно и приводятся фото археологических памятников. Обычно этого:
1296315779_ris1

Современные исследователи сходятся в том, что орел это солярный символ и олицетворение царской власти. Да, все это верно, но это никак не объясняет наличие двух голов. Объяснение, что одна голова смотрит на восток, а другая на запад и, типа, вместе они олицетворяют всеобъемлющий контроль царя/императора за своей территорией, так же неудовлетворителен. Есть же еще север с югом, которые остаются не охваченными царским взором. Чего тогда голов не четыре?..

Сомневаться в чужих выводах намного проще, нежели предлагать свои предположения, но я попробую.
На более глубокое понимание этого символа меня натолкнуло изображение топора из Бактрийско-Маргианского археологического комплекса:
BMACAxeWithEagleHeadedDemonAndAnimals3rd-Early2ndMilleniumBCE

Это, между прочим, XXIII по XVIII вв. до н. э., то есть задолго до первого изображения двуглавого орла на камне у хеттов, которое датируется XIII в. до н.э. Так как наличие двуглавых изображений у шумеров, на мой взгляд, никак не доказано, можно считать, что самое древнее изображение - бактрийское.
На картинке выше изображен стилизованный топор, точнее его навершие. Центральной фигурой, несомненно, является двуглавый орел, пусть и с телом человека.
Правой рукой "орел" удерживает, скорее всего, тигра, который почти во всех верованиях ассоциируется с силой, как созидающей, так и разрушающей. В Индии тигр является символом касты кшатриев (воины, правители). Подробнее можно прочитать здесь. Обратите внимание, что у тигра в пасти вставлена палка, которая не дает ему сомкнуть челюсти. То есть, тигр в таком расположении практически безопасен для "орла". Еще одна деталь, которую стоит подметить - держать тигра за горло можно только крепко сжав пальцы в кулак, иначе тигр вырвется.
Левой рукой "орел" удерживает кабана, но удерживает он его очень условно. Никакой агрессии кабан не проявляет, он как бы просто висит на руке "орла". Глаза его прикрыты, а рука "орла" даже не держит его, а лишь прикрывает ему пасть. Кисть "орла" не сжата, это явно видно на картинке. Это тоже интересный момент.
Кабан (свинья, вепрь) также может ассоциироваться с силой и агрессией, но под влиянием религии за свиньей закрепилась лишь негативная окраска. Напротив, в Китае и Индии свинья имеет очень положительный образ. У древних же кельтов кабан символизировал духовную власть друидов. Подробнее можно прочитать здесь.

Так что же делает этот двуглавый орел, глядя вправо и влево? Он не просто "бдит за востоком и западом", он контролирует воинов и священников! Первых он держит накоротке, не давая укусить, а вторым не дает открыть рот со своими советами. Это единоличный хозяин - царь, император, назовите как угодно, но власть у него действительно никем не ограничена. Вот, как я считаю, исходный смысл двух голов у современного орла!
Чтобы ассоциация была более убедительной и полной, посмотрите на еще одно "совпадение" - правая лапа современного орла держит скипетр (аналог оружия, в лапе бывает и меч), т.е. правая лапа сжата в кулак, как и у древнейшего "орла", а левая лапа просто держит державу, т.е. пальцы разжаты, так же как и у более древнего прототипа. Вроде бы это мелочи, но это очередные "совпадения" и этого нельзя не признать.

На вопрос, вынесенный в название статьи, ответ найден - двуглавый орел является древнейшим символом единоличной неограниченной власти, которая прямым образом нарушает еще более древнее разделение людей по уровням духовного развития, которые отражены в Древней Азбуке - Азъ, Человек, Людин, и которые сохранились в Ведах в виде каст - брахманы, кшатрии, вайшья и шудры. И это очень важный момент.
Обращу Ваше внимание на то, где располагалась Бактрия с Маргианой. Это Средняя Азия, север современного Афганистана с захватом кусков территорий почти всех бывших азиатских советских республик. Поэтому, вполне естественно, что главный исследователь данных культур, Виктор Сарианиди, считает бактрийцев индоариями. Но посмотрите внимательно на изображения №1, 19 и 27, приведенные на сайте экспедиции. Это индоарии? По-моему, семитских черт намного больше, а славянских нет вовсе.

К чему это я? К тому, что по оной из версий, именно территория Бактрии является местом зарождения зороастризма, который являлся прологом современных религий. Как раз в Бактрии обнаруживается древнейший город Балх, который до эпохи эллинизма являлся центром зороастризма, иудаизма и буддизма в Персии. Вероятно, что изначально территорию Бактрии населяли не индоарийские, а семитские племена, к чему, кстати, склоняются некоторые современные ученые. И эти племена были не очень довольны приходом индоариев с севера за две тысячи лет до нашей эры. Ведическое учение, которое несли индоарии с собой на юг, вряд ли сочеталось в понятиями единоличной власти. Человек слаб, и со временем индоарии написали Авесту, вместо Вед...

В конце одной из своих статей я уже высказывал предположение о том, что Ариев и Атлантов постоянно сталкивает лбами некая третья сила, истоки которой нужно искать в Тибете. Похоже, я нашел еще одно подтверждение собственным выводам, но теперь не в языке, а во вполне официальной археологии. До ухода в Европу и Тибет (после поражения Ариев (Кауравов) в Индии), представители этой третьей силы, похоже, заселяли как раз таки Бактрию, где издревле развивали мысль о единоличной власти. Арии выступили инструментом распространения данной мысли и, как результат, придумали и приняли зороастризм, христианство и далее по списку. Придумывали, скорее всего, не они, а представители исходного населения Бактрии, но это сути не меняет.

Глядя на современный герб России и на растущие, как грибы после дождя, религиозные храмы нельзя не заметить, что мысль, зародившаяся где-то в Бактрии в третьем тысячелетии до нашей эры жива и по сей день. С такими мыслями и символами надеяться на духовное возрождение (не в рамках религии), пусть даже и имея на руках Веды, увы, не приходится.

Дополнение:
В комментариях получил от Константина Пономарева очень интересное описание прикладного смысла топора, рассмотренного в статье. Константин - биолог-охотовед, вероятно поэтому его анализ получился настолько содержательным и логичным с прикладной точки зрения. Я решил собрать его комментарии воедино и сделать дополнением к статье. Прикладной смысл не отрицает смысла духовного, который попытался найти я, а дополняет его.
Орфография и пунктуация оставлены "как есть", сделал лишь разбивку на абзацы для лучшего, как мне кажется, восприятия.

Это охотничий топор очень знатного и богатого охотника, он призван приносить удачу владельцу и никогда не оставаться без добычи... Скорее всего мастер отливал топор по конкретному случаю произошедшему на охоте с заказчиком со слов или сам видел, т.к. выдумать подобный сюжет довольно сложно. Судя по тому как анатомически точно переданы пропорции животных, мастер входил в свиту охотника и сопровождал его на охоте, чтобы иметь возможность зарисовывать животных и снимать с них мерки...

...Изображённый Кабан (секач) уже повержен и он не живой, пасть и глаза закрыты, лезвие топора как бы вошло в тело кабана, это добыча охотника... Кабана он (человекоорел) может не держит, а удерживает, положил на него руку так сказать говоря этим "свою добычу не отдам никому, чего прикоснулся, моё", а почему рукой держит за пасть, скорее всего так было удобнее мастеру исходя от пропорций, длина руки, положение кабана, самым логичным было расположить руку на пасти чтоб не закрывать более значимые детали (закрытый глаз к примеру) и закрытая пасть символизирует отсутствие опасности...

...Тигр ... ручной-охотничий (как охотничья собака) призванный помогать охотнику в добыче животных, он вырывается, хочет крови и мяса поэтому охотнику приходится его сдерживать, полос на нём не видно, на шее и боках защитные латы от клыков кабана и когтей диких хищников, на спине не крылья, а что то типа сигнального флажка, чтоб тигра далеко было видно в высокой траве... палка в пасти может быть выполняла функцию кольца для подвязки какой нибудь кисточки. Бородка могла выполнять декоративную, украшательную функцию или как метка принадлежности конкретному хозяину-это по живому тигру, так и по топору можно узнать кому он принадлежит... кольцо в пасти или в ноздрях ранее широко использовалось в различных изделиях, дверные ручки в храмах вспоминаются, скульптурные композиции, сабли,мечи в охотничьих ножах до сих пор используется такой элемент. Может означать как власть человека над природой в широком смысле, подчинение природы человеку, приручение зверя человеком...

...По центру сам охотник стилизованный под двуглавого орла, возможно это родовой знак-тотем (двуглавый орёл). Говорить что головы смотрят на запад и восток (и при этом выпали север и юг) не корректно, объясняю. Поверхность земли плоская и двух орлиных голов больше чем достаточно для охвата всего вокруг не оставляя при этом слепых зон + великолепное зрение орла, в изображении на топоре это может означать Зверь от меня не уйдёт и не спрячется из моих цепких лап никто не вырвется... Он (человекоорел) просто удерживает тигра на расстоянии от кабана, чтоб тот его не разодрал от злости (хорошо обученную по кабану или медведю лайку тоже трудно оттащить от добытого зверя)... Удержание человекоорлом тигра одной рукой говорит о силе и власти владельца топора. показывает кто главный...
Набедренная повязка подтверждает что действие происходило в жарком климате, где конкретно пусть учёные разбираются.
Крылья у человекоорла свидетельствуют о высоком его положении в обществе, в прямом смысле, без мистики, как и головы (высоко сижу, далеко гляжу, всё вижу- в общем всё под контролем)...
...Немного об орлах: "Глаза орлов, высматривающих на поверхности земли жертву с огромной высоты полета, имеют удивительное морфофизиологическое строение сетчатки глаза. У них общее поле зрения, как и у человека, которое отображает реальность в масштабе 1:1, а вот в центральном пучке поля зрения все воспринимаемое увеличивается в 2,5 раза, т. е. оптическая система глаз пернатых хищников двойная! Орел с высоты полета видит мельчайшие детали на земле, как телеобъектив фотоаппарата, угол зрения дневных пернатых хищников почти 360 градусов...

...Топор являлся своеобразной фотографией с элементом своеобразного древнего фотошопа, с кабаном всё ясно и понятно, а вот тигр несёт в себе дополнительную смысловую нагрузку, это не просто какой то абстрактный тигр, а любимый тигр своего хозяина-товарищ и друг, вожак стаи таких же охотничьих тигров и отличительная черта его от других бородка-символ мужественности. Только поэтому его изобразили на топоре. Тигр воспитывался его хозяином с детства, вместе играли, отдыхали, спали в тени, поэтому охотник держит его одной рукой, потому что он друг и вреда хозяину не причинит. Возможно топор изготовлен в память о тигре, чтоб помнить...

Еще раз хочу поблагодарить Константина за столько подробное и целостное описание рассматриваемого топора.

Comments

( 78 комментариев — Оставить комментарий )
spr_i_ng
21 авг, 2014 08:47 (UTC)
о, привет! я думала, ты в отпуске - не отзываешься...

Интересный топор!
А почему ты решил, что слева - тигр?
navyserge
21 авг, 2014 09:02 (UTC)
Привет!
Я, вроде, на все твои комментарии ответил... Думал это ты занята, потому и не отвечаешь. :))))))))))

Слева тигр по ряду причин:
1. Нет гривы. То, что можно за нее принять, начинается очень низко, уже на шее.
2. Полоски по бокам.
3. Львы в Средней Азии? Тогда, конечно, могли быть, но вряд ли.
(без темы) - spr_i_ng - 21 авг, 2014 09:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 21 авг, 2014 10:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 21 авг, 2014 10:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 21 авг, 2014 11:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 21 авг, 2014 11:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 21 авг, 2014 12:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 21 авг, 2014 11:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 21 авг, 2014 12:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 21 авг, 2014 12:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 21 авг, 2014 12:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 21 авг, 2014 12:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 21 авг, 2014 12:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 21 авг, 2014 12:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 21 авг, 2014 13:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 21 авг, 2014 13:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 21 авг, 2014 13:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 21 авг, 2014 13:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 21 авг, 2014 13:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 21 авг, 2014 13:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 21 авг, 2014 13:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 21 авг, 2014 13:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 21 авг, 2014 14:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 21 авг, 2014 13:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 21 авг, 2014 14:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 21 авг, 2014 09:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 21 авг, 2014 10:07 (UTC) - Развернуть
yar46
22 авг, 2014 13:55 (UTC)
Топор очень примечателен. Он изображает эпическую сцену. В том сомнения никакого нет. Вопрос кто изображен? А не завершение ли это битвы пандавов (пантер-тигров) и кауравов (кабанов) после сражения под Курском? Как известно тогда досталось всем. Вот и слева нож в горле торчит, а кабан хоть и обессилил, но жив. Третья сила может быть хотела разнять древних драчунов, но опоздала или прибыла засвидетельствовать результат, Вишь как головки Сила наклонила, разглядывает. Любопытно, что и у Силы и у тигра есть крылья. Для чего? Очень любопытный топор, и статья тоже.
Приветствую Сергей. Легко комментировать когда много исходного материала.
spr_i_ng
23 авг, 2014 07:43 (UTC)
Битва под Курском имеет отношение к Маргианской культуре или по времени совпадает? Можно ссылки?
Или там участвовала "третья сила" в виде человеко-орла?
spr_i_ng
23 авг, 2014 08:07 (UTC)
и там нет упоминания каких-либо животных, тем более тех, что здесь изображены.
а просто враждующих в истории были тысячи, даже из тех, что дошли в историях до нас.
navyserge
23 авг, 2014 11:16 (UTC)
Приветствую, Александр!
Да, сцена эпическая, но вряд ли конкретная. Да и датируется топорик существенно более ранним периодом. Битву при Курукшетре датируют примерно серединой второго тысячелетия до нашей эры, а топорик - середина третьего. Битва, хоть и была эпическая, но вряд ли бы ее изображали на всего лишь топоре, скорее бы храм возвели или пирамиду. Мое мнение Вы в статье видели, это скорее олицетворение принципа абсолютной власти.
А вот на счет "ножа в горле" у тигра, Вы меня натолкнули на одну интересную мысль. Раньше думал над этим, но ничего в голову не приходило, поэтому и обошел этот момент вниманием в статье. С ножом в горле вряд ли кто-то будет нападать. А что, если это борода, заплетенная в виде косички? Именно такие бороды будут носить позже египетские фараоны, да и другая знать как признак владения землей. Не прямая ли здесь аналогия с высшим сословием?
(без темы) - spr_i_ng - 23 авг, 2014 12:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 23 авг, 2014 12:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 23 авг, 2014 13:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 23 авг, 2014 21:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 24 авг, 2014 04:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 24 авг, 2014 13:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 24 авг, 2014 15:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 24 авг, 2014 16:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 24 авг, 2014 14:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 23 авг, 2014 13:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 23 авг, 2014 21:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 24 авг, 2014 04:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 24 авг, 2014 14:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 24 авг, 2014 15:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 24 авг, 2014 16:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 24 авг, 2014 05:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 24 авг, 2014 16:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 24 авг, 2014 17:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 25 авг, 2014 05:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 25 авг, 2014 06:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 25 авг, 2014 07:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 25 авг, 2014 08:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 23 авг, 2014 13:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - navyserge - 23 авг, 2014 21:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spr_i_ng - 24 авг, 2014 04:47 (UTC) - Развернуть
yar46
28 авг, 2014 13:52 (UTC)
Почему-то от Вас ко мне не проходят комментарии.
navyserge
28 авг, 2014 13:57 (UTC)
Странно, я ничего не настраивал. Может ЖЖ глючит?
(без темы) - yar46 - 29 авг, 2014 13:42 (UTC) - Развернуть
spr_i_ng
2 сент, 2014 17:20 (UTC)
почитай - Этимология некоторых астрономических терминов - http://www.organizmica.org/archive/810/osm.shtml
navyserge
3 сент, 2014 10:11 (UTC)
Спасибо, прочитал. :)
Константин Пономарёв
2 окт, 2014 10:13 (UTC)
Звать Константином
Здравствуйте, это охотничий топор очень знатного и богатого охотника, он призван приносить удачу владельцу и никогда не оставаться без добычи. Изображённый Кабан (секач) уже повержен и он не живой, пасть и глаза закрыты, лезвие топора как бы вошло в тело кабана, это добыча охотника. Тигр (возможно львица, самцы не охотятся) ручной-охотничий (как охотничя собака) призванный помогать охотнику в добыче животных, он вырывается, хочет крови и мяса поэтому охотнику приходится его сдерживать, полос на нём не видно, на шее и боках защитные латы от клыков кабана и когтей диких хищников, на спине не крылья, а что то типа сигнального флажка, чтоб тигра далеко было видно в высокой траве. По центру сам охотник стилизованный под двуглавого орла, возможно это родовой знак-тотем (двуглавый орёл). Говорить что головы смотрят на запад и восток (и при этом выпали север и юг) не корректно, объясняю. Поверхность земли плоская и двух орлиных голов больше чем достаточно для охвата всего вокруг не оставляя при этом слепых зон + великолепное зрение орла, в изображении на топоре это может означать Зверь от меня не уйдёт и не спрячется из моих цепких лап никто не вырвется. По образованию я биолог охотовед.
navyserge
2 окт, 2014 10:37 (UTC)
Re: Звать Константином
Здравствуйте, Константин!
Благодарю за крайне ценный комментарий! Вы даете очень логичное объяснение изображению, без привлечения лишних допущений. Оно очень похоже на правду. Единственное, как Вы можете объяснить распорку в пасти тигра?

Двуглавый орел, получается, это праобраз "всевидящего ока"? Очень интересно, есть над чем поразмыслить...
navyserge
2 окт, 2014 18:05 (UTC)
Re: Звать Константином
"...возможно львица, самцы не охотятся..."

Это точно не львица, т.к. характерное отличие самца от самки наглядно продемонстрировано. У льва должна быть грива, а ее нет. Так, что выбор не велик - тигр.
(без темы) - navyserge - 3 окт, 2014 06:27 (UTC) - Развернуть
Константин Пономарёв
3 окт, 2014 09:35 (UTC)
к гербу России
Хочется вернутся к гербу. т.к. тема статьи герб России. И поговорить о смысловой нагрузке которую несёт герб, а не о его появлении как герба, исчезновении и снова появлении. Орёл символ силы и власти, с цепкими сильными лапами, с неимоверной высотой полёта, с крайне острым зрением и большим углом обзора. Но почему голов две? На гербах Польши и Германии у орлов голова одна. Россия огромная страна (а раньше она была ещё больше), поэтому эту огромную территорию контролировать многократно тяжелее, внимания надо больше, но смотреть надо не только за своей страной но и за соседями. на протяжении всей истории России пытающихся оттяпать кусок, поэтому и голов две (высоко сижу, далеко гляжу).
В правой лапе скипетр, в левой держава, символы власти. Скипетр прообраз царского посоха-посох меча, получается скипетр символ военной власти. Держава или державный шар, или державное яблоко – так они назывались на Руси, олицетворяла собой земной шар, получаем символ мирской, светской власти над миром.
Две головы орла-два мозга, обе покрыты одинаковыми коронами, так же символизируют две власти-военную и светскую, венчает герб одна большая корона, объединяющая две власти в одни руки, корона царя, правителя государства.
Никакого востока и запада, Европы и Азии в смысл герба не заложено.

Edited at 2014-10-03 09:54 (UTC)
navyserge
3 окт, 2014 12:14 (UTC)
Re: к гербу России
В целом, я все то же самое написал в статье.
Объяснение наличия двух голов огромной контролируемой территорией не очень убедительно, т.к., например, Албания и Черногория тоже имеют двуглавых орлов на своих гербах. О том, когда эти страны были в составе России, история умалчивает. Это если предположить, что это наше наследство.
( 78 комментариев — Оставить комментарий )